ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». 70837+

Описание

Содержание

Введение

1. Теоретические особенности дидактической игры в формировании словаря у детей-дошкольников

1.1. Особенности игр у детей в младшем дошкольном возрасте

1.2. Методики развития словаря у детей младшего дошкольного возраста

1.3. Словарная работа в дошкольном возрасте

2. Анализ формирование словаря детей младшего дошкольного возраста посредством игр

2.1 Задачи, содержание и методика констатирующего эксперимента

2.2 Особенности словаря у детей младшего дошкольного возраста

2.3. Задачи, этапы и содержание работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста

2.4. Результаты контрольного эксперимента

Заключение

Список использованной литературы

76 стр.

Фрагмент

Введение

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста – один из важнейших разделов педагогики, направленный на умственное развитие ребенка, развитие мышления и интеллекта, которому предстоит жить в XXI веке. Это ко многому нас обязывает: мы, взрослые, должны обеспечить ребенку возможности для овладения технологиями, базирующимися на новейших достижениях науки и рассчитанными на человеческий интеллект.

Речь – способность, данная людям, как великий дар Природы. Становление речи в раннем детстве имеет свои закономерности, с которыми должны быть знакомы взрослые. Речевая функция столь важна для ребенка, что овладение, ею можно считать одной из ведущих линий развития в первые годы жизни.

Известный психолог Леонтьев А.А. в своей работе «Язык, речь, речевая деятельность» писал: «Для речи критическим периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное». [16.с.135]

На этапе дошкольного возраста ребенка ведущей задачей речевого развития является накопления словаря. Как показывают исследования А.И Максакова, В.В Гербовой, Г.М. Ляминой, Г.Л Розенгарт-Пупко и др., у детей 2-3-го года жизни отмечается быстрый рост словаря. Он увеличивается в три-четыре раза. Третий год жизни является периодом наибольшего увеличения активного словаря, к 3-м годам количество слов доходит до 1500. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляется.

Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря – это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений информирование умение использовать их в конкретных условиях общения. В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, В.И. Логиновой, В.В.Гербовой, В.Н.Зимониной, Л.И.Пушниной и др. Эти исследователи подчеркивали необходимость проведения специально организованной работы, направленной на расширение, уточнение и активизацию словаря. Такую работу они рекомендовали проводить как на занятиях, так и в свободное от занятий время. В работах М.М.Алексеевой, В.И.Яшиной предлагаются методические рекомендации воспитателям, работающим с детьми раннего возраста. Эти рекомендации отражают формы, методы, содержание и особенности проведения словарной работы в этих возрастных группах.

Развитие словаря детей раннего возраста имеет огромное значение т.к. этот возраст является сензитивным периодом, благоприятным для развития словаря. И это время нельзя упустить, что обуславливает актуальность нашей темы. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Одним из таких видов деятельности, как указывают психологи-исследователи, является игра. Игра – особый вид деятельности человека, которая возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.[19. с.47] Важно, чтобы задачи овладения речью решались в единстве с задачами всестороннего развития ребенка. Так, игровая деятельность может использоваться одновременно и как средство развития речи, и как средство развития личности ребенка.

Игра имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, т.к. игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игра оказывает также специфическое воздействие на становление речи. Она способствует общению детей друг с другом, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и правильного звукопроизношения.

Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. С одной стороны, в речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, а с другой – точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой связной речи. [5. с.52]

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

В контексте данных утверждений нами была определена цель исследования: определить роль игры в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – игра как средство формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Исходя из цели, вытекают следующие задачи:

— изучить теоретические основы проблемы формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством игры;

— провести опытно-экспериментальную работу по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза: формирование словаря детей младшего дошкольного возраста посредством игр будет эффективным, если:

— применение игры осуществляется целенаправленно и систематически;

— игры будут подобраны в соответствии с возрастом детей.

Литература

  1. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [ Текст] Учеб, пособ. для СПО / Алексеева, М.М., Яшина В.И.. – М., 2010.
  2. Арушанова, А. Дошкольный возраст: Формирование грамматического строя речи [Текст] / Арушанова, А. // Дошкольное воспитание. – 1993. — №9. – С. 58-65.
  3. Ахунджанова, С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности [Текст] / Ахунджанова, С //Дошкольное воспитание. – 20133. — №6. – С. 34-36.
  4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст] /Болотина, Л.Р.. – М., 2007.
  5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] / Бородич, А.М. . – М., 2012.
  6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Волкова, Г.А.. – СПб., 2013.
  7. Выгодская, И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игре [Текст] /Выгодская, И.Г.. – М., 2011.
  8. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / Гербова, В.В.. – М., 2012.
  9. Гридчина, Н.И. Речевые пятиминутки [Текст] / Гридчина, Н.И. – СПб., 2011.
  10. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: Учеб, пособ. для СПО / Дубровина, И.В. – М., 2013.
  11. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] Учеб. пособ. / Катаева А.А., Стребелева Е.А. – М., 2011.
  12. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб, пособ. / Козлова С.А., Куликова Т.А.. – М., 2010.
  13. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст] / Кольцова, М.М. – М., 2013.
  14. . Крупенчук, О.И. Научите меня говорить правильно! [Текст] / Крупенчук, О.И – СПб., 2013.
  15. Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционные гимнастика [Текст] / Крупенчук, О.И., Воробьева, Т.А . – СПб., 2013.
  16. Максаков, А.И., Тумакова, Г.А. Учите, играя [Текст] / Максаков, А.И., Тумакова, Г.А. – М., 2009.
  17. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / Миронова, С.А.. – М., 2011.
  18. Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Сост. Р.А. Белова-Давид. – М., 2012.
  19. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб, пособ. В 3 т. Т.1. / Немов, Р.С. – М., 2013.
  20. Немов,Р.С. Психология [Текст]: Учеб, пособ. В 3т. Т.2 / Немов, Р.С. – М., 2013.
  21. Новиковская,О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников [Текст] / Новиковская,О.А.. – СПб., 2012.
  22. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст] /Под ред. М.И. Лисиной. – М., 1985.
  23. Ефименкова А.Н Формирование речи у дошкольников [Текст] /Под ред. А.Н. Ефименкова. – М., 2010.
  24. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов [Текст] / Пожиленко, Е.А.. – М., 2012.
  25. Понятийно – терминологический словарь логопеда [Текст] /Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2007.
  26. Светлова, И.Е. Домашний логопед [Текст] / Светлова, И.Е.. – М., 2005.
  27. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст] / Селиверстов, В.И. – М., 2012.
  28. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: Учеб, пособ. для вузов./ Смирнова, Е.О. – М., 2013.
  29. Сохин, Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовка к обучению грамоте [Текст] //Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С.138-142.
  30. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника [Текст] //Вопросы психологии. – 2009. — №3. – С. 39-43.
  31. Хватцев, М.Е Как воспитать гения [Текст] /Под ред. М.Е. Хватцев. – М., 2011.
  32. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учеб, пособ. для СПО / Урунтаева, Г.А.. – М., 2011.
  33. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / Усова, А.П. – М., 2006.
  34. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] / Филичева, Т.Б. . – М., 2009.
  35. Флерова, Ж.М. Логопедия [Текст] / Флерова, Ж.М. – Ростов-на-Дону, 2011.
  36. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / Фомичева, М.Ф.. – М., 2009.
  37. Хватцев, М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками [Текст] / Хватцев, М.Е.. – М., 2006.
  38. Цвынтарный, В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем [Текст] / Цвынтарный, В.В. – СПб., 2012.
  39. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] /Под ред. В.В. Гербовой. – М., 2008.
  40. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Эльконин, Д.Б. – М., 1960.
  41. Ястребова, А.В., Бессонова, Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития [Текст]: Пособие для учителя / Ястребова, А.В., Бессонова. – М., 2012.

Уважаемый студент!

Эта работа выполнена качественно и может стать хорошей основой для написания вашего проекта. Ее нет в свободном доступе в сети интернет, купить можно только у нас.

После оплаты Вы сразу получите чек и ссылку для скачивания на почту.

Сегодня цена на работу с учетом скидки составляет:
Уважаемый студент! Эта работа выполнена качественно и может стать хорошей основой для написания вашего проекта. Ее нет в свободном доступе в сети интернет, купить можно только у нас. После оплаты Вы сразу получите чек и ссылку для скачивания на почту. Сегодня цена на работу с учетом скидки составляет: 1360,00 

Оценить другую работу
Категория: