Описание
Содержание
Введение
1. Теоретические особенности дидактической игры в формировании словаря у детей-дошкольников
1.1. Особенности игр у детей в младшем дошкольном возрасте
1.2. Методики развития словаря у детей младшего дошкольного возраста
1.3. Словарная работа в дошкольном возрасте
2. Анализ формирование словаря детей младшего дошкольного возраста посредством игр
2.1 Задачи, содержание и методика констатирующего эксперимента
2.2 Особенности словаря у детей младшего дошкольного возраста
2.3. Задачи, этапы и содержание работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста
2.4. Результаты контрольного эксперимента
Заключение
Список использованной литературы
76 стр.
Фрагмент
Введение
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста – один из важнейших разделов педагогики, направленный на умственное развитие ребенка, развитие мышления и интеллекта, которому предстоит жить в XXI веке. Это ко многому нас обязывает: мы, взрослые, должны обеспечить ребенку возможности для овладения технологиями, базирующимися на новейших достижениях науки и рассчитанными на человеческий интеллект.
Речь – способность, данная людям, как великий дар Природы. Становление речи в раннем детстве имеет свои закономерности, с которыми должны быть знакомы взрослые. Речевая функция столь важна для ребенка, что овладение, ею можно считать одной из ведущих линий развития в первые годы жизни.
Известный психолог Леонтьев А.А. в своей работе «Язык, речь, речевая деятельность» писал: «Для речи критическим периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное». [16.с.135]
На этапе дошкольного возраста ребенка ведущей задачей речевого развития является накопления словаря. Как показывают исследования А.И Максакова, В.В Гербовой, Г.М. Ляминой, Г.Л Розенгарт-Пупко и др., у детей 2-3-го года жизни отмечается быстрый рост словаря. Он увеличивается в три-четыре раза. Третий год жизни является периодом наибольшего увеличения активного словаря, к 3-м годам количество слов доходит до 1500. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляется.
Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря – это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений информирование умение использовать их в конкретных условиях общения. В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, В.И. Логиновой, В.В.Гербовой, В.Н.Зимониной, Л.И.Пушниной и др. Эти исследователи подчеркивали необходимость проведения специально организованной работы, направленной на расширение, уточнение и активизацию словаря. Такую работу они рекомендовали проводить как на занятиях, так и в свободное от занятий время. В работах М.М.Алексеевой, В.И.Яшиной предлагаются методические рекомендации воспитателям, работающим с детьми раннего возраста. Эти рекомендации отражают формы, методы, содержание и особенности проведения словарной работы в этих возрастных группах.
Развитие словаря детей раннего возраста имеет огромное значение т.к. этот возраст является сензитивным периодом, благоприятным для развития словаря. И это время нельзя упустить, что обуславливает актуальность нашей темы. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Одним из таких видов деятельности, как указывают психологи-исследователи, является игра. Игра – особый вид деятельности человека, которая возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.[19. с.47] Важно, чтобы задачи овладения речью решались в единстве с задачами всестороннего развития ребенка. Так, игровая деятельность может использоваться одновременно и как средство развития речи, и как средство развития личности ребенка.
Игра имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, т.к. игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игра оказывает также специфическое воздействие на становление речи. Она способствует общению детей друг с другом, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и правильного звукопроизношения.
Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. С одной стороны, в речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, а с другой – точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой связной речи. [5. с.52]
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
В контексте данных утверждений нами была определена цель исследования: определить роль игры в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – игра как средство формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
— изучить теоретические основы проблемы формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством игры;
— провести опытно-экспериментальную работу по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование словаря детей младшего дошкольного возраста посредством игр будет эффективным, если:
— применение игры осуществляется целенаправленно и систематически;
— игры будут подобраны в соответствии с возрастом детей.