Описание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование проблемы развития жизненно важных навыков подростка в детском творческом объединении
1.1. Исторические особенности вопроса
1.2. Становление личности подростка
1.3. Методики и формы работы с детьми, способствующие формированию жизненно-важных навыков
ГЛАВА 2. Экспериментально-практическое исследование по проблеме развития жизненно важных навыков подростка в детском творческом объединении
2.1. Диагностика формирования жизненно-важных навыков подростков в условиях работы творческого объединения «Пересмешник»
2.2. Анализ существующих методик объединения
2.3. Внедрение и использование методики способствующей формированию жизненно-важных навыков
2.4. Повторная диагностика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
78 стр.
Фрагмент
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Обучение жизненно важным навыкам как специальная дидактическая задача – тема достаточно новая. Жизненно важные навыки – комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями в повседневной жизни.
Объектом исследования являются исследование жизненно-важных навыков подростка в детском творческом объединении.
Предмет исследования- особенности воспитания в процессе обучения жизненно важным навыкам.
Обучение жизненно важным навыкам не включено непосредственно в содержание образования, тем не менее, интерес к данной тематике достаточно велик. Потребность учителя в освоении современных воспитательных технологий связана, прежде всего, с тем, что в условиях невероятно быстро меняющейся социальной действительности меняется и сам ученик, его возможности, потребности, интересы, склонности.
Степень разработки проблемы: «Жизненные навыки» на сегодняшний день не являются категорией конкретной науки (психологии, педагогики или медицины) и не имеют строгого определения. Оно интегрирует в себе умения и способности, относимые к разным сферам человеческого бытия (физического, психологического, социального).
Учёными были разработаны следующие аспекты: социально-психологические аспекты воспитания (А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Ж.Пиаже, С.Н. Рубенштейн и др.); социально-педагогический аспект работы с учащимися (Н.Н.Березовин, И.В.Биочинский, В.И.Брудный, Н.Н.Вербицкий, В.В. Давыдов, Н.Р.Талызина и др.).
Помимо этого существуют и другие причины, по которым обучение жизненно важным навыкам необходимо в школе.
Во-первых, это причины, связанные с серьезно усугубившейся социальной ситуацией: разрушением семейных устоев, снижением жизненного уровня подавляющего числа семей, ростом преступности, возросшим риском попадания подростков в наркотическую зависимость и др.
Обучение подростков жизненно важным навыкам может помочь им справиться с подобными проблемами.
Во-вторых, обучение жизненно важным навыкам способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, умению нести ответственность за свои действия.
В-третьих, комплекс жизненно важных навыков является серьезной базой, необходимой для освоения многих современных профессий, где требуются умение общаться, решать проблемы, творческое мышление, умение справляться со стрессом.
Проблемы со здоровьем могут возникнуть на фоне неадекватного поведения, причиной которого часто служит отсутствие знаний о нормах и правилах, а так же навыков социального поведения. В подобной ситуации человек не может успешно преодолевать жизненные трудности и связанные с ними стрессы. Эту задачу можно решить путем обучения жизненно важным навыкам.
Данная программа может успешно реализоваться в структуре внеклассной работы с младшими школьниками.
Многолетний опыт исследования проблемы жизненных навыков (умений) в психологии не привел к формированию единого подхода к интерпретации самого понятия.
В нашем исследовании были применены следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблемам воспитания трудных подростков в процессе обучения жизненно важным навыкам; метод моделирования; педагогическое наблюдение, анкетирование, изучение и анализ законотворческой документации; изучение и обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент.
В последние десятилетия сложился интегративный подход , в котором предполагается отказ от сложных психологических интерпретаций и делается акцент на обучении человека. Формирование жизненных навыков рассматривается как необходимый компонент содержания обучения. Обучение жизненным навыкам выступает как образовательная модель обеспечения психосоциального развития детей и профилактики, социально обусловленных заболеваний, сложившаяся в последней трети XX века в оппозицию информационно-просветительскому подходу, показавшему свою неэффективность в решении профилактических задач.
Она конструктивна и направлена на формирование позитивных установок и эффективных поведенческих навыков. Обучение жизненным навыкам ориентировано на все категории детей и решает задачи, совпадающие или, как минимум, соотносимые с задачами развития в конкретных возрастах. Наконец, отличительным признаком модели выступает ее превентивный характер, поскольку она призвана не исправлять последствия нарушений психосоциального развития, а предупреждать их. Именно поэтому сфера реализации данной модели должна включать в себя основное образование в школе.