Фрагмент
- Что включает в себя термин «медицинское и фармацевтическое товароведение»? Какова роль товароведения в профессиональной деятельности провизоров?
Медицинское товароведение изучает потребительские свойства медицинских товаров, то есть те свойства, которыми должен обладать тот или иной товар, применяемый в медицине в соответствии в его назначением в лечебно-диагностическом процессе (медицинские инструменты, медицинские приборы, медицинские аппараты, медицинское оборудование).
Фармацевтическое товароведение – это дисциплина, занимающаяся изучением потребительных стоимостей и потребительных свойств фармацевтических и парафармацевтических товаров, факторов, обеспечивающих их качество, методов товароведения, а также товароведческих операций, связанных с продвижением указанных товаров от поставщика к потребителю.
Товароведение медицинских и фармацевтических товаров, как научная дисциплина, занимается изучением потребительной стоимости, качества и ассортимента медицинских и фармацевтических товаров, закономерностями их формирования и изменения, методами оценки, путями оптимизации и сохранности качества. В условиях рыночных отношений экономическая деятельность на рынке совершается вокруг товара. Товар – основной объект и индикатор активности на рынке медицинских и фармацевтических товаров. В условиях совершенной конкуренции большое значение уделяется качеству медицинских и фармацевтических товаров, соответствию их потребительных свойств официальным регламентирующим документам. Знания этих свойств и методов их оценки являются содержанием дисциплины «медицинское и фармацевтическое товароведение» и обеспечивают важную составную часть стандарта профессиональной подготовки специалистов-провизоров.
Предметом фармацевтического товароведения как науки и учебной дисциплины является потребительская стоимость товаров аптечного ассортимента. Потребительская стоимость делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека.
Целью фармацевтического товароведения является изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.
Медицинское и фармацевтическое товароведение изучает функциональные свойства медицинских и фармацевтических товаров, которые предназначаются для диагностических, лечебных и профилактических целей в медицине, а так же обеспечивающих надлежащую фармацевтическую практику. Провизор, владеющий знаниями медицинского и фармацевтического товароведения, умениями проводить анализ медицинского и фармацевтического рынка, способен сформировать ассортиментную политику фармацевтической организации для оптимального удовлетворения потребностей населения, лечебных учреждений и укрепления финансового положения организации.
При изучении данной дисциплины провизору даются необходимые навыки и знания, касающиеся знания:
- общую систему теоретических основ медицинского и фармацевтического товароведения;
- общие закономерности формирования, проявления и сохранения потребительной стоимости медицинских и фармацевтических товаров;
- принципы классификации и кодирования для различных групп медицинских и фармацевтических товаров;
- основы материаловедения, необходимые провизору при приемке медицинских и фармацевтических товаров по качеству;
- пути реализации общих положений медицинского и фармацевтического товароведения при проведении товароведческих операций на всех этапах продвижения;
- методики проведения товароведческого анализа и маркетинговых исследований медицинских и фармацевтических товаров;
- основные нормативные документы, регламентирующие деятельность провизора в вопросах приемки, хранения, реализации медицинских и фармацевтических товаров;
- классификацию и кодирование медицинских и фармацевтических товаров, их виды;
- организацию поставки медицинских и фармацевтических товаров от поставщиков;
- методы оценки основных показателей качества медицинских и фармацевтических товаров;
- факторы, оказывающие влияние на формирование и сохранение качества медицинских и фармацевтических товаров в процессе их производства, хранения, транспортирования, применения или эксплуатации;
- особенности маркировки медицинских и фармацевтических товаров.
уметь:
- классифицировать медицинские и фармацевтические товары с учетом их основного применения, фирм и заводов-изготовителей;
- проводить товароведческий анализ и маркетинговые исследования медицинских и фармацевтических товаров;
- определять показатели ассортимента, формировать оптимальный ассортимент для аптечных учреждений;
- осуществлять прием медицинских и фармацевтических товаров по количеству и качеству;
- рекомендовать методы контроля потребительных свойств медицинских и фармацевтических товаров;
- обеспечивать сохранность медицинских и фармацевтических товаров с учетом принципов хранения, особенностей потребительных свойств и экологических аспектов.
- самостоятельно работать с учебной, справочной товароведческой литературой, систематизировать информацию и использовать ее для решения конкретных профессиональных задач;
- проводить товароведческую оценку качества медицинских и фармацевтических товаров;
- прогнозировать влияние внешней среды на качество медицинских фармацевтических товаров в процессе их хранения, транспортирования, применения и эксплуатации;
- расшифровывать маркировку медицинских и фармацевтических товаров;
- выбирать методы стерилизации и дезинфекции в зависимости от химического состава, исходных материалов, функционального назначения медицинских и фармацевтических товаров;
- консультировать фармацевтических и медицинских работников и население по вопросам выбора условий хранения, применения и эксплуатации медицинских и фармацевтических товаров; устройства, режима стерилизации и дезинфекции.
Знать и уметь
- проводить товароведческий анализ и маркетинговые исследования медицинских и фармацевтических товаров;
- классификацию, кодирование и ассортимент товаров, реализуемых через аптечную сеть;
- функциональные свойства приборов, инструментов, оборудования и других изделий медицинской техники;
- давать рекомендации по методам стерилизации медицинских инструментов;
- оценивать количество и качество лекарственных средств и медицинских инструментов органолептическим методом при приемке товаров по количеству и качеству в соответствии с ФС, ВФС или ГОСТ, ТУ на эти товары;
- оценивать качество перевязочных материалов, предметов ухода за больными, предметов санитарии и гигиены, очковой оптики, упаковки и тары в соответствии с ГОСТ и ТУ на эти изделия;
- анализировать ассортимент товаров по основным показателям;
- работать с нормативно-технической документацией и специальными формами, сопровождающими медицинские и фармацевтические товары от производителя к потребителю;
получить навыки обращения с медицинским оборудованием, инструментами и приборами медицинского назначения
Благодаря всем этим навыкам и знаниям провизор успешно может выполнять свои профессиональные обязанности.