КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ: “ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ СТАРШЕКЛАССНИКОВ”. 9994.

Описание

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1 Мотивация старшеклассников в процессе профессионального самоопределения

1.2 Формирование мировоззрения учащихся в процессе профессионального становления

2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

2.1. Изучение направленности мотивации и внутренних конфликтов у учащихся старших классов

2.2. Выявление целенаправленности и осмысленности жизни учащихся старших классов

2.3. Изучение эмоциональных компонентов отношения учащихся старших классов к людям, которые являются для них примером для подражания

3. ОБОБЩЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЧАСТИ. ОПТИМИЗАЦИЯ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И ЖИЗНЕННЫМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

ВЫВОДЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК.

29 стр.

Фрагмент

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы личностного и профессионального развития изучаются представителями многих научных дисциплин (социологии, истории, философии), в том числе представителей психологической науки. Ученые, занимающиеся изучением обсуждаемой проблемы, принадлежат к различным направлениям в психологии, однако, несмотря на это выявляется и общая тенденция в их подходах. Она заключается в том, что профессиональное развитие личности в разнообразных концепциях рассматривается в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды в процессе социализации и профессионализации.

В данной работе мы рассматриваем особенности взаимосвязей между мотивационной направленностью и жизненным самоопределением старшеклассников. Актуальность этого вопроса объясняется с одной стороны тем, что индивидуальные характеристики старшеклассника (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интеллекта) оказывают значительное влияние на ход профессиональной направленности, а также отношения старшеклассника к выбранной ими профессии. Они могут как способствовать формированию профессионального лидерства и творческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению. Профессиональная пригодность без заинтересованности в производственной активности менее эффективна. Высокие трудовые результаты могут быть достигнуты лишь при достаточной мотивации и удовлетворения внутренней направленности человека – ситез трех составляющих: «нужно» (сознание и чувство долга), связанное с основными общественными и личными целями старшеклассника; «хочу» (склонности, интересы, в том числе и экономические), и «могу» (способности).

Поэтому первостепенное значение приобретает сейчас проблема более тщательного изучения развития личности, формирование и направленности в соответствии с перспективами общественного прогресса и реальными условиями жизни общества.

Развитие современной эпохи характеризуется двумя важными особенностями: во-первых, это невиданные ранее темпы развития науки и производства; во-вторых, все более возрастающая роль личности в этом процессе. Высокий динамизм повседневной жизни и деятельности современного человека, интенсификация социальных связей и обобщение людей, необходимость принимать ответственные решения в условиях неопределенной ситуации и дефицита времени, связаны в свою очередь с необходимостью разработки, практических мер по увеличению потенциальных возможностей человека, которые могли бы отвечать сложным жизненным ситуациям. Эти и многие другие обстоятельства, заставляют личность быстро и полноценно адаптироваться в постоянно меняющейся обстановке. Повышенные требования к физическим, моральным психологическим качествам и способностям личности в подавляющем большинстве не только не сопровождаются какими-либо неблагоприятными последствиями, но, напротив, вызывают мобилизацию духовных и физических ресурсов личности, обеспечивающую преодоление трудностей.

Исходя из темы работы, объектом данного исследования является исследование процесса самоопределения старшеклассников (мотивационный компонент).

Предметом является смысложизненные, ценностно-ориентационные ориентации, эмоциональные компоненты отношений старшеклассников к значимым для них людям.

Цель исследования: определить взаимосвязь между мотивационной направленностью и отношением к выбранной профессии.

Задачами данной работы являются:

  1. Обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
  2. Составление плана экспериментального исследования по проблеме.
  3. Определение уровней успешности выполнения заданий по подобранным для исследования проблемы методикам.
  4. Анализ полученного экспериментального материала.
  5. Составить рекомендации по оптимизации мотивационной направленности старшеклассников.

При рассмотрении поставленной проблемы выдвигаем следующую гипотезу: процесс самоопределения старшеклассников находится в непосредственной зависимости от мотивационных установок по отношению к выбранной профессии. При этом, чем более осознаны и значимы мотивы выбора соответствующей профессии, тем более устойчивы профессиональные интересы и склонности.

Выборочная совокупность данного исследования составила 30 человек в возрасте 16-17 лет.

При решении поставленных задач были использованы три методики, которые предоставлялись учащимся в индивидуальном порядке: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, цветовой тест отношений А.М. Эткида, тест ценностно-мотивационной ориентации Ю.Б. Максименко.

Все полученные материалы подвергнуты качественно-количественному анализу с дальнейшей разработкой на их основе перспектив практического использования полученного материала.

Литература

  1. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. — Челябинск, 1979.
  2. Возрастная психология и педагогика /Под редакцией М.В.Гомезо, М.В.Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.: Просвещение, 1984.
  3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. – К., 1988.
  4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.245-282.
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Мастера психологии. – СПб., 2000.
  6. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Изд-во УРАО, 1998. — С. 36-38.
  7. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М., 1988.
  8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1981. — 584 с.
  9. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. – М., 1992. – 16 с.
  10. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  11. Максименко Ю.Б. Цветовая символика в экспериментально-психологических исследованиях. – Донецк: «Эра психологии», 1997. – С.28-35.
  12. Немов Р.С. Психология. Т.3. – М., 1998.
  13. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. – К., 1980.
  14. Практикум по возрастной и педагогической психологии /Под редакцией проф. А.И.Щербакова. – М.: Просвещение, 1982.
  15. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии /Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб.: Питер, 2002. – 560 с.
  16. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
  17. Формирование учебной деятельности школьников. Под ред. В.В. Давыдова и др. – М.,1982.
  18. Шавир П.Ф. Психология профессионального самоопределения профессии в ранней юности. – М.: Педагогика, 1990. – 96 с.

Уважаемый студент!

Эта работа выполнена качественно и может стать хорошей основой для написания вашего проекта. Ее нет в свободном доступе в сети интернет, купить можно только у нас.

После оплаты Вы сразу получите чек и ссылку для скачивания на почту.

Сегодня цена на работу с учетом скидки составляет:
Уважаемый студент! Эта работа выполнена качественно и может стать хорошей основой для написания вашего проекта. Ее нет в свободном доступе в сети интернет, купить можно только у нас. После оплаты Вы сразу получите чек и ссылку для скачивания на почту. Сегодня цена на работу с учетом скидки составляет: 720,00 

Оценить другую работу
Категория: