Фрагмент
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы личностного и профессионального развития изучаются представителями многих научных дисциплин (социологии, истории, философии), в том числе представителей психологической науки. Ученые, занимающиеся изучением обсуждаемой проблемы, принадлежат к различным направлениям в психологии, однако, несмотря на это выявляется и общая тенденция в их подходах. Она заключается в том, что профессиональное развитие личности в разнообразных концепциях рассматривается в контексте взаимного влияния индивидуальных особенностей человека и социокультурной среды в процессе социализации и профессионализации.
В данной работе мы рассматриваем особенности взаимосвязей между мотивационной направленностью и жизненным самоопределением старшеклассников. Актуальность этого вопроса объясняется с одной стороны тем, что индивидуальные характеристики старшеклассника (установки, потребности, интересы, уровень притязаний, особенности интеллекта) оказывают значительное влияние на ход профессиональной направленности, а также отношения старшеклассника к выбранной ими профессии. Они могут как способствовать формированию профессионального лидерства и творческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению. Профессиональная пригодность без заинтересованности в производственной активности менее эффективна. Высокие трудовые результаты могут быть достигнуты лишь при достаточной мотивации и удовлетворения внутренней направленности человека – ситез трех составляющих: «нужно» (сознание и чувство долга), связанное с основными общественными и личными целями старшеклассника; «хочу» (склонности, интересы, в том числе и экономические), и «могу» (способности).
Поэтому первостепенное значение приобретает сейчас проблема более тщательного изучения развития личности, формирование и направленности в соответствии с перспективами общественного прогресса и реальными условиями жизни общества.
Развитие современной эпохи характеризуется двумя важными особенностями: во-первых, это невиданные ранее темпы развития науки и производства; во-вторых, все более возрастающая роль личности в этом процессе. Высокий динамизм повседневной жизни и деятельности современного человека, интенсификация социальных связей и обобщение людей, необходимость принимать ответственные решения в условиях неопределенной ситуации и дефицита времени, связаны в свою очередь с необходимостью разработки, практических мер по увеличению потенциальных возможностей человека, которые могли бы отвечать сложным жизненным ситуациям. Эти и многие другие обстоятельства, заставляют личность быстро и полноценно адаптироваться в постоянно меняющейся обстановке. Повышенные требования к физическим, моральным психологическим качествам и способностям личности в подавляющем большинстве не только не сопровождаются какими-либо неблагоприятными последствиями, но, напротив, вызывают мобилизацию духовных и физических ресурсов личности, обеспечивающую преодоление трудностей.
Исходя из темы работы, объектом данного исследования является исследование процесса самоопределения старшеклассников (мотивационный компонент).
Предметом является смысложизненные, ценностно-ориентационные ориентации, эмоциональные компоненты отношений старшеклассников к значимым для них людям.
Цель исследования: определить взаимосвязь между мотивационной направленностью и отношением к выбранной профессии.
Задачами данной работы являются:
- Обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
- Составление плана экспериментального исследования по проблеме.
- Определение уровней успешности выполнения заданий по подобранным для исследования проблемы методикам.
- Анализ полученного экспериментального материала.
- Составить рекомендации по оптимизации мотивационной направленности старшеклассников.
При рассмотрении поставленной проблемы выдвигаем следующую гипотезу: процесс самоопределения старшеклассников находится в непосредственной зависимости от мотивационных установок по отношению к выбранной профессии. При этом, чем более осознаны и значимы мотивы выбора соответствующей профессии, тем более устойчивы профессиональные интересы и склонности.
Выборочная совокупность данного исследования составила 30 человек в возрасте 16-17 лет.
При решении поставленных задач были использованы три методики, которые предоставлялись учащимся в индивидуальном порядке: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, цветовой тест отношений А.М. Эткида, тест ценностно-мотивационной ориентации Ю.Б. Максименко.
Все полученные материалы подвергнуты качественно-количественному анализу с дальнейшей разработкой на их основе перспектив практического использования полученного материала.