Обучение детей 6-7 лет сочинению сказок как средства развития монологической речи. 19498

Описание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1 Особенности развития связной монологической речи в период дошкольного возраста

1.2 Педагогические возможности сказок в развитии монологической речи дошкольников

1.3 Методы и приемы обучению сочинению сказок старших дошкольников

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК

2.1 Изучение особенностей восприятия сказок, уровня развития связной монологической речи у старших дошкольников

2.2 Формирование связной монологической речи в процессе сочинения детьми сказок

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

35 стр.

В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.

Фрагмент

Введение

Актуальность исследования. В соответствии с ФГОС ДО сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, что позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. В направлении «Речевое развитие» ставится задача развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развития речевого творчества. Работа над реализацией этой задачи ведется постепенно в каждой возрастной группе [11].

Развитие связной речи является главной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка.

Изучению особенностей речевого творчества дошкольников посвящены многочисленные научно-исследовательские труды ученых и педагогов (Л. С. Выготского, Н. С. Карпинской, К. Д. Ушинского, Е. А. Флериной и др.). Ученые определили, что становление в дошкольном периоде креативных возможностей, систематическое совершенствование речевых способностей, овладение литературным языком считаются важными компонентами образованности и интеллигентности в будущем. Основными источниками становления речевого творчества считаются художественные произведения и фольклор.

В настоящее время в педагогической науке наблюдается достаточно противоречивая картина состояния обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи. С одной стороны, во многих дошкольных образовательных учреждениях занижаются возможности детей старшего дошкольного возраста в овладении родным языком, обучение связной речи ограничивается только рамками пересказа хорошо знакомых сказок и рассказов, описанием отдельных предметов, с другой – неоправданно переносятся содержание, формы и методы обучения связной монологической речи старших дошкольников в подготовительные группы. Такой подход отражен и в ряде вариативных программ.

Таким образом, наблюдается противоречие между потребностями массовой практики в методике формирования связности монологической детей старшего дошкольного возраста и ее недостаточной разработанностью.

Вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Обучение детей 6-7 лет сочинению сказок как средства развития монологической речи».

Цель исследования: изучить способы обучение детей 6-7 лет сочинению сказок как средства развития монологической речи.

Объект исследования: процесс развития монологической речи у детей 6-7 лет.

Предмет исследования: методы и приемы обучения сочинению сказок как средство развития монологической речи у детей 6-7 лет.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Дать определению понятию «монологическая речь» и описать особенности развития монологической речи в дошкольном возрасте;

  1. Выявить педагогические особенности сказок как средства развития монологической речи;
  2. Описать методы и приемы обучения сочинению сказок в старшем дошкольном возрасте.
  3. Изучить уровень развития монологической речи и умения сочинять сказки у детей 6-7 лет;
  4. Предложить примеры реализации методов обучения сочинению сказок для детей 6-7 лет для развития монологической речи.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды в области:

-обучения связной речи детей (А. М. Леушина, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев и др.)

— основы методики развития связной речи дошкольников (М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной)

— содержание и методы обучения монологической речи в детском саду (А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой)

Методы исследования анализ педагогической и методической литературы; эксперимент.

Практическая значимость исследования: материалы исследования, апробированные методы и приемы могут быть использованы педагогами ДОУ на занятиях по развитию связной монологической речи для обучения дошкольников сочинению сказок.

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе школы…

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1 Особенности развития связной монологической речи в период дошкольного возраста.

В период дошкольного детства начинает происходить отделение речи от непосредственного практического опыта. Основной характерной чертой данного периода считается появление планирующей функции речи.

В ролевой игре, ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста, возникают и новые для них виды речи: речь участников игры, где ребенку необходимо дать инструкцию, речь-сообщение, которая помогает ребенку передать свои впечатления и переживания. Дети таким образом, начинают овладевать новым видом речи – монологической, контекстной.

Как было показано в исследовании А. М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими [8].

Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная [16].

В исследованиях А. М. Леушиной утверждается, что главное направление формирования связной речи заключается в том, что ситуативная речь дошкольника постепенно начинает переходить к речи контекстной [8].

Контекстная речь появляется в связи с тем, что меняется характер и задачи общения ребенка с окружающими. Перемены в жизни ребенка (развитие познавательной деятельности, взаимоотношения со старшими, возникновение новых для дошкольника видов деятельности) требуют наиболее точной и полной речи и та ситуативная речь, которая была присуща дошкольнику в более раннем возрасте, перестает обеспечивать полноту и ясность высказываний. В связи с этим и появляется контекстная речь [4]…

Литература

  1. Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: межвуз. сб. науч. тр. / Моск. Гос. пед. ин-т. – М., 1983 – 27-43 с.
  2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000 – 400 с.
  3. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000 – 1008 с.
  4. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. – М. : Наука, 1982 – 159 с.
  5. Карманова, Е. Ю. Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. Ю. Карманова // Наука и современность. – 2011 – № 11 – 267-172 с. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21105527 (дата обращения: 14.01.2022).
  6. Левшина, Н. И. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников [Электронный ресурс] / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Фундаментальные исследования. – 2015 – № 2-9. – 1988- 1992 – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=23268923 (дата обращения: 14.01.2022).
  7. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи / А. А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности / отв. ред. А. А. Леонтьев. – М., 1974. – С. 312-31.
  8. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников / А. М. Леушина // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им А. И. Герцена. – Л., 1941 – Т. 35: Развитие связной речи у дошкольников. – С. 54-63.
  9. Лурия, А. Р. Письмо и речь: нейролингвист. исслед.: учеб. пособие для вузов / А. Р. Лурия. – М.: Академия, 2002 – 352 с.
  10. Миронова, H. Как учить дошкольников связной монологической речи / H. Миронова // Дошкольное воспитание. – 2008 – № 9 — С. 111-116.
  11. Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 10. – Режим доступа: http://273-фз.рф/akty_minobrnauki_rossii/prikaz- minobrnauki-rf-ot-17102013-no-1155. (дата обращения 13.01.2022).
  12. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники развитии связной речи / Л. В. Омельченко // Логопед. – 2008 – № 4 – С. 102-115.
  13. Основы дошкольной педагогики: монография / под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М.: Педагогика, 1980 – 272 с.
  14. Петрова, С. Мастерская добрых сказок: из опыта работы / С. Петрова // Дошкольное воспитание. — 2011 — №12. — С. 31-37.
  15. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т. Б. Полянская, – СПб. : Детство-Пресс, 2010 – 64 с.
  16. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошкол. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2004 – 288 с.
  17. Ушакова, О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду : ст. и подгот. к шк. группы / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 1984 – № 11 – С. 8-12.
  18. Флерина, Е. А. Развитие речи / Е. А. Флерина // Дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Флериной. – М., 1946 – С. 210-219.
  19. Флерина, Е. А. Рассказывание в дошкольной практике / Е. А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — Москва : Академия, 1999 – 560 с.
  20. Шибицкая, А. Е. Роль фольклора в развитии детского словесного творчества / А. Е. Шибицкая // Художественное творчество в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя: сб. ст. / под ред. Н. А. Ветлугиной. — Москва : Просвещение, 1974 — 320 с.
  21. Шорохова, О. А. Играем в сказку : сказкотерапия и занятия по развитию связ. речи дошкольников / О. А. Шорохова. – М. : Сфера, 2006 – 207 с.
  22. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д. Б. Эльконин; под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. – М. : ИНТОР, 1998 – 112 с.

Уважаемый студент!

Эта работа выполнена качественно и может стать хорошей основой для написания вашего проекта. Ее нет в свободном доступе в сети интернет, купить можно только у нас.

После оплаты Вы сразу получите чек и ссылку для скачивания на почту.

Сегодня цена на работу с учетом скидки составляет:
Уважаемый студент! Эта работа выполнена качественно и может стать хорошей основой для написания вашего проекта. Ее нет в свободном доступе в сети интернет, купить можно только у нас. После оплаты Вы сразу получите чек и ссылку для скачивания на почту. Сегодня цена на работу с учетом скидки составляет: 790,00 

Оценить другую работу
Категория: