Описание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1 Особенности развития связной монологической речи в период дошкольного возраста
1.2 Педагогические возможности сказок в развитии монологической речи дошкольников
1.3 Методы и приемы обучению сочинению сказок старших дошкольников
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЮ СКАЗОК
2.1 Изучение особенностей восприятия сказок, уровня развития связной монологической речи у старших дошкольников
2.2 Формирование связной монологической речи в процессе сочинения детьми сказок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
35 стр.
В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.
Фрагмент
Введение
Актуальность исследования. В соответствии с ФГОС ДО сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, что позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. В направлении «Речевое развитие» ставится задача развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи детей, развития речевого творчества. Работа над реализацией этой задачи ведется постепенно в каждой возрастной группе [11].
Развитие связной речи является главной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка.
Изучению особенностей речевого творчества дошкольников посвящены многочисленные научно-исследовательские труды ученых и педагогов (Л. С. Выготского, Н. С. Карпинской, К. Д. Ушинского, Е. А. Флериной и др.). Ученые определили, что становление в дошкольном периоде креативных возможностей, систематическое совершенствование речевых способностей, овладение литературным языком считаются важными компонентами образованности и интеллигентности в будущем. Основными источниками становления речевого творчества считаются художественные произведения и фольклор.
В настоящее время в педагогической науке наблюдается достаточно противоречивая картина состояния обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи. С одной стороны, во многих дошкольных образовательных учреждениях занижаются возможности детей старшего дошкольного возраста в овладении родным языком, обучение связной речи ограничивается только рамками пересказа хорошо знакомых сказок и рассказов, описанием отдельных предметов, с другой – неоправданно переносятся содержание, формы и методы обучения связной монологической речи старших дошкольников в подготовительные группы. Такой подход отражен и в ряде вариативных программ.
Таким образом, наблюдается противоречие между потребностями массовой практики в методике формирования связности монологической детей старшего дошкольного возраста и ее недостаточной разработанностью.
Вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Обучение детей 6-7 лет сочинению сказок как средства развития монологической речи».
Цель исследования: изучить способы обучение детей 6-7 лет сочинению сказок как средства развития монологической речи.
Объект исследования: процесс развития монологической речи у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: методы и приемы обучения сочинению сказок как средство развития монологической речи у детей 6-7 лет.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Дать определению понятию «монологическая речь» и описать особенности развития монологической речи в дошкольном возрасте;
- Выявить педагогические особенности сказок как средства развития монологической речи;
- Описать методы и приемы обучения сочинению сказок в старшем дошкольном возрасте.
- Изучить уровень развития монологической речи и умения сочинять сказки у детей 6-7 лет;
- Предложить примеры реализации методов обучения сочинению сказок для детей 6-7 лет для развития монологической речи.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды в области:
-обучения связной речи детей (А. М. Леушина, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев и др.)
— основы методики развития связной речи дошкольников (М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной)
— содержание и методы обучения монологической речи в детском саду (А. М. Бородич, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А. Орлановой, Е. А. Смирновой)
Методы исследования анализ педагогической и методической литературы; эксперимент.
Практическая значимость исследования: материалы исследования, апробированные методы и приемы могут быть использованы педагогами ДОУ на занятиях по развитию связной монологической речи для обучения дошкольников сочинению сказок.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе школы…
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1 Особенности развития связной монологической речи в период дошкольного возраста.
В период дошкольного детства начинает происходить отделение речи от непосредственного практического опыта. Основной характерной чертой данного периода считается появление планирующей функции речи.
В ролевой игре, ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста, возникают и новые для них виды речи: речь участников игры, где ребенку необходимо дать инструкцию, речь-сообщение, которая помогает ребенку передать свои впечатления и переживания. Дети таким образом, начинают овладевать новым видом речи – монологической, контекстной.
Как было показано в исследовании А. М. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими [8].
Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная [16].
В исследованиях А. М. Леушиной утверждается, что главное направление формирования связной речи заключается в том, что ситуативная речь дошкольника постепенно начинает переходить к речи контекстной [8].
Контекстная речь появляется в связи с тем, что меняется характер и задачи общения ребенка с окружающими. Перемены в жизни ребенка (развитие познавательной деятельности, взаимоотношения со старшими, возникновение новых для дошкольника видов деятельности) требуют наиболее точной и полной речи и та ситуативная речь, которая была присуща дошкольнику в более раннем возрасте, перестает обеспечивать полноту и ясность высказываний. В связи с этим и появляется контекстная речь [4]…