Требования к подготовке и проведению занятий по реализации программ доп. образования. 19164-5

Описание

Задания по теме 3.3 Требования к подготовке и проведению занятий по реализации программ дополнительного образования.

Задание 10. На основе использования материалов лекции и учебной литературы определите основные требования к структурным этапам учебного занятия по реализации программ дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности.

Разработайте содержание двух структурных этапов учебного занятия по реализации программ дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (этапы на выбор обучающегося). Для этого воспользуйтесь следующей схемой:

— название программы, ее краткая характеристика;

— форма учебного занятия, его протяженность во времени по плану реализации программы, тема, его цели и задачи;

— структура учебного занятия с краткой характеристикой

— подробное изложение содержание двух этапов из всей структуры занятия (при необходимости с описание выбранных образовательных технологий, методов)

Задание 11. Разработайте проект предметно-развивающей среды кабинета, в котором реализуется программа дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (по Вашему выбору).

Задание 12. Составьте конспект занятия в системе дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (по Вашему выбору).

Оформите конспект следующим образом:

Тема:

Цель:

Возраст учащихся:

Формируемые компетенции:

Структура занятия:

Ход занятия:

Обоснование выбора используемых технологий (методов, приемов, средств) обучения.

Фрагмент готовой работы

Задание 10. На основе использования материалов лекции и учебной литературы определите основные требования к структурным этапам учебного занятия по реализации программ дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности.

Разработайте содержание двух структурных этапов учебного занятия по реализации программ дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (этапы на выбор обучающегося). Для этого воспользуйтесь следующей схемой:

— название программы, ее краткая характеристика;

— форма учебного занятия, его протяженность во времени по плану реализации программы, тема, его цели и задачи;

— структура учебного занятия с краткой характеристикой

— подробное изложение содержание двух этапов из всей структуры занятия (при необходимости с описание выбранных образовательных технологий, методов).

Учебное занятие — основная форма организации образовательного процесса в системе дополнительного образования.

Занятие включает в себя следующие основные элементы (этапы):

  • проверку итогов предыдущей работы;
  • презентацию нового материала;
  • практику под руководством педагога;
  • независимую самостоятельную практику обучаемых;
  • самоконтроль и самооценку результатов работы;
  • подведение итогов занятия;
  • определение домашнего задания;
  • специальное повторение;
  • контроль за знаниями учащихся.

Первый этап — проверка итогов предыдущей работы. Главная задача — установить связь между обучением педагога и учением воспитанников, обеспечить готовность учащихся к очередному этапу работы, включить их в продуктивную обучающую деятельность.

Сложность работы педагога заключается в том, что процесс обработки новой информации учеником определяется тем, что он помнит и знает по данной проблеме. Поэтому основные вопросы, которые решает педагог на этом этапе, следующие: «Как включаются в работу и откликаются на ин формацию, которая звучит в высказываниях педагога и учащихся? Насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала, каков общий уровень мотивации группы и можно ли уже приступать к изучению нового материала?»

Основные действия педагога на этом этапе следующие:

  • помощь обучающимся при включении в работу: разбор нескольких вопросов на повторение;
  • организация живого диалога самих учащихся с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний;
  • создание проблемных ситуаций перед изучением нового материала.

Как видим, начало занятия не связано с опросом в традиционном его понимании. В основе повторения — живой диалог детей, в ходе которого учащиеся свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят. Они не боятся подвергнуться негативным санкциям, услышать отрицательное мнение. Педагог в ходе диалога поддерживает разговор, направляет, исправляет, дополняет, но никого никогда не оценивает. Он имеет право использовать в работе с детьми только три типа высказываний, каждое из которых позитивное:

похвалить ученика; направить, уточнить; заново рассказать ту часть материала, которая понята неправильно.

Поскольку педагог не имеет права ни на одно негативное суждение, дети не ждут от педагога неприятностей или наказаний. Они могут допускать ошибки или неточности, которые служат педагогу лакмусовой бумажкой для более точного определения содержания новой порции учебного материала и способа его выстраивания. Часто в таких группах учащиеся проявляют желание узнать больше того, что им предлагает программа, а в ходе повторения они требуют от учителя дополнительных знаний.

На этом этапе работы необходимо исключить поверхностное оценивание и сравнение, которые способны убить всякое желание детей быть включенными в учебный процесс. Безоценочное начало занятия будет способствовать не только готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, но и созданию общего позитивного доброжелательного ровного эмоционального фона в работе педагога и воспитанника.

Целесообразно использовать самое благоприятное время в начале учебного занятия для самого главного — активного включения в предстоящую познавательную деятельность всех обучающихся.

Второй этап — презентация нового материала. Монолог педагога бывает необходим для введения новой темы, содержание которой не может быть освоено учащимися без помощи педагога, для ознакомления их с дополнительной информацией по изучаемому вопросу, а также для мотивации учащихся к предстоящей самостоятельной познавательной деятельности. Материал должен излагаться укрупненными блоками, монолог обязан включать в себя базовые знания (несокращаемый минимум) и использоваться для передачи самого значимого, самого главного из пройденного за предыдущий, причем небольшой период времени.

Действия педагога на этом этапе работы могу включать: выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы; систематизацию этого материала, оформление его в такой форме, которая поможет ученику легче его понять; поиск приемов, способствующих активизации мысли обучающихся в процессе освоения нового материала; стремление при доведении информации к четкости и простоте изложения; готовность при объяснении оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Материал может преподноситься в форме лекции педагога.

Выделяют три основных условия организации лекции:

1) обеспечение предварительного настроя учащихся на лекцию, для чего используют такие методы, как краткий обзор, занимательные вопросы, опыты и т. п.;

2) преподнесение материала таким образом, чтобы поддерживался интерес в течение всего объяснения;

3) составление конспектов в конце занятия для того, чтобы у учащихся возникло чувство значимости их работы и удовлетворения ею.

Слабые стороны лекции:

  • скучная лекция способна породить пассивность учащихся и погасить их интерес к теме, а часто и к предмету;
  • разные обучающиеся обычно понимают и усваивают услышанное в разном темпе, лекция же предполагает подчинения всех единому темпу, соблюдаемому лектором;
  • не все учащиеся способны понять всю лекцию до конца.

Третий этап — практика под руководством педагога. Практика под руководством педагога проводится с целью установления «обратной связи» и своевременного исправления ошибок в понимании нового материала учащимися (если таковые обнаруживаются). Действия педагога:

задает вопрос и приглашает учащихся отреагировать на него (поднять руки, если учебный материал понят, пробует индивидуальные ответы, краткие письменные работы и т. п.); останавливается и корректно исправляет ошибки или повторяет материал заново, если чувствует, что воспитанники чего-то не поняли, стремится не допускать недопонимания и неточностей; выясняет, есть ли необходимость проведения письменной работы, которая покажет, правильно ли понят материал.

Четвертый этап — независимая самостоятельная практика обучаемых.

Независимая практика — это групповая дискуссия по изучаемой проблеме, причем не детей с педагогом, а между детьми по поводу изученного материала. Педагогу отводится роль «спикера», организатора обмена мнениями. Он должен уметь вести дискуссию, организуя общение детей друг с другом.

В процессе организации независимой практики педагог имеет право реализовать следующие функции:

-задать вопрос;

-переадресовать его от одного учащегося к другому;

-резюмировать с целью выделения основных вопросов темы и под ведения итогов ее изучения.

Необходимые изменения в поведенческом стиле педагога

Для того чтобы заговорили дети, все привычные варианты лидирования в общении с детьми педагог должен отбросить. Если дети не включаются в обсуждение вопроса, молчат, значит, некорректно, недискуссионно сформулирован вопрос или педагог «придавливает» своим авторитетом. Задача педагога — быть посредником, стараться втянуть в обсуждение как можно больше учеников, но при этом удержать тему обсуждения, помочь ученикам самостоятельно подойти к формулированию выводов.

Этот этап учебного занятия немного похож на традиционный опрос тем, что педагог задает вопросы, выслушивает ответы учащихся, реагирует и уточняет подробности, но это только внешний рисунок. Смысл независимой практики заключается в том, что основное содержание изученной части темы дети должны раскрыть самостоятельно. Групповая дискуссия — это ценнейший инструмент познания. Как бы она не пошла, педагог увидит степень освоения изучаемого материала, возникшие недопонимания.

Именно эти наблюдения и позволят педагогу точнее сориентироваться в содержании последующих занятий. Основные действия педагога:

держание дискуссии в тематических рамках; использование различных приемов для вовлечения в дискуссию как можно большего числа обучающихся.

Необходимые изменения в традиционной структуре занятия

Традиционное занятие предполагало в лучшем случае несколько ответов воспитанников на вопросы по только что услышанному объяснению нового материала. Все остальное предназначалось для домашней работы учащихся.

Новые подходы к обучению должны обеспечить самостоятельную познавательную активность учащихся в освоении нового материала — на занятии, поскольку значительная часть услышанной, но не освоенной самим учащимся информации очень быстро сотрется из его памяти (80%).

Обобщая вышеизложенное, следует зафиксировать вывод; если после объяснения нового материала не предусмотрены различные виды про явления активности учеников для его осмысления, такое построение учебного процесса надо считать малоэффективным.

Трудность качественного обеспечения работы на этом этапе обучения связана с тем, что педагогу очень важно не только самому владеть методикой организации групповой дискуссии, чтобы определить, что и как поняли дети, что знают по данной теме, их взгляд по изучаемому вопросу, научить детей самих поддерживать дискуссию: правильно формулировать мысли, слушать, понимать и принимать мнения других, корректно задавать вопросы.

Пятый этап — самоконтроль и самооценка результатов работы. Первоочередной задачей является исключение откровенного принуждения. Эта проблема решается главным образом за счет изменения оценочной деятельности педагога и учащихся. В оценочной деятельности педагога главным становится ориентация на применение индивидуальных эталонов в оценке труда учащихся. А оценочная деятельность учащихся связывается с обеспеченной педагогом самооценкой полученных результатов и дальнейшей процедурой ее согласования с педагогом. Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на занятии может быть несколько, но и прохождение всей темы.

Шестой этап — подведение итогов учебного занятия. Подведение итогов работы должно быть тесно связано с целями, поставленными на определенных этапах обучения, которые позволят сделать достаточно точную диагностику полученного промежуточного и итогового результатов.

Сравнение целей, поставленных педагогом до начала его работы, с полученным результатом и позволяет объективно подвести итог проделанной работы.

Седьмой этап — информация о домашнем задании. Домашнее задание в младших и подростковых группах чаще всего приобретает творческий и практический характер.

Специальное повторение.

Главная задача этого этапа работы — обобщение и систематизация знаний, формирование целостной системы ведущих понятий по теме, курсу, выделение основных идей.

Контроль усвоения знаний учащимися. Контрольные функции в ходе учебного занятия выполняют различного вида тесты, которые используются и для отдельных учащихся, и для всей группы, как по усмотрению педагога, так и по предложению администрации. Они выявляют уровень успешности продвижения детей в ходе изучения нового материала, а также высвечивают проблемы и затруднения, которые возникали в процессе работы воспитанников. С помощью тестов проводятся и необходимые контрольные проверки по окончании учебной четверти, полугодия, года.

Программа дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности (этапы на выбор обучающегося).

— название программы, ее краткая характеристика;

«Наш дом — Россия».

Программа ориентирована на реализацию важнейших общественных функций: духовно- нравственного воспитания школьников и социализацию подрастающего поколения. Она определяет содержание, основные пути осуществления духовно-нравственного воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности…

12 стр.

В целях сохранения высокой уникальности текста фрагмент работы выложен частично.
После оплаты Вам откроется доступ к полному ответу.

Уважаемый студент!

Эта работа выполнена качественно и может стать хорошей основой для написания вашего проекта. Ее нет в свободном доступе в сети интернет, купить можно только у нас.

После оплаты Вы сразу получите чек и ссылку для скачивания на почту.

Сегодня цена на работу с учетом скидки составляет:
Уважаемый студент! Эта работа выполнена качественно и может стать хорошей основой для написания вашего проекта. Ее нет в свободном доступе в сети интернет, купить можно только у нас. После оплаты Вы сразу получите чек и ссылку для скачивания на почту. Сегодня цена на работу с учетом скидки составляет: 190,00 

Оценить другую работу