Фрагмент
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящих социально-экономических условиях развития Российской Федерации в условиях глобализации и активной интеграции России в мировую экономику вся система управления становится объектом масштабных перемен. Существенным элементом этих преобразований являются преобразования в социальной сфере, так как данная отрасль имеет огромное значение для развития и функционирования всей страны. Поэтому важной целью развития любого государства является улучшение качества социальных услуг.
Максимальное качество услуги, товара, продукции достигается рыночными механизмами существования общества. При этом в социальной сфере, в том числе и здравоохранении, безусловно, необходим государственный контроль. Именно поэтому, один из оптимальных, на наш взгляд, способов решения существующих проблем в области здравоохранения в Российской Федерации — это компромисс рыночных и государственных методов контроля.
Государством предприняты попытки реформирования бюджетного сектора экономики, касающиеся, в том числе, и здравоохранения. Согласно Федеральному закону № 83-ФЗ, до 1 июля 2012 г. все государственные (муниципальные) учреждения должны перейти в одну из новых организационно-правовых форм: казенные, бюджетные или автономные учреждения. Следует отметить, что сегодня не существует однозначного мнения об эффективности и рациональности указанных преобразований.
Среди трудностей бюджетных учреждений, финансируемых преимущественно или целиком из средств государственного и местного бюджетов, можно указать недостаточность этих средств, а также ограниченные бюджетным законодательством возможности в расходовании бюджетных средств. Особенно остро стоит проблема отсутствия опережающего роста объемов финансирования, обеспечивающих дальнейшее развитие этих сфер, поскольку с помощью текущего финансирования зачастую удается лишь компенсировать инфляционные процессы.
Введение такой организационно-правовой формы как «автономные учреждения» является объективной необходимостью современной экономики. Процесс перевода бюджетных организаций в автономные учреждения является инновационным для российской экономики. Формирование сети автономных учреждений в здравоохранении может рассматриваться как частный случай инновационной деятельности, направленной как на оптимизацию организационной структуры учреждений и повышение эффективности расходования бюджетных средств, так и как инструмент увеличения ресурсной базы государственных (муниципальных) учреждений и создание условий для долгосрочного планирования их работы.
Автономные учреждения имеют множество неоспоримых достоинств, которые выражаются в следующем. В условиях дефицита средств бюджета одним из направлений работы здравоохранения является институциональная перестройка, повышение эффективности использования бюджетных средств и привлечение в сферу здравоохранения дополнительных финансовых потоков. Решение данной задачи, на наш взгляд, наиболее адекватным образом возможно с помощью проведения таких инновационных преобразований, нацеленных на результат, как создание автономных учреждений.
Однако, при всех видимых преимуществах автономных учреждений, эта форма является особенно дискуссионной. И вопрос, насколько жизнеспособными будут автономные учреждения в современных условиях хозяйствования, не имеет однозначного ответа.
В тоже время проблематика появления автономных учреждений, особенно в экономическом аспекте, пока нова в плане теоретических постановок и практической реализации. Лишь небольшой круг исследователей[1] в последние годы активно занимаются этой проблемой. Большая часть внимания в законодательном аспекте, регламентирующем вопросы создания и функционирования автономных учреждений, принадлежит юридическим, а не экономическим аспектам проблемы. А оценка экономического и социального эффекта таких институциональных преобразований практически осталась за пределами внимания специалистов.
Поэтому в настоящих условиях развития РФ особо актуальным, на наш взгляд, является исследование основных принципов функционирования автономных учреждений, а также эффективности их деятельности, как на уровне самого учреждения, так и всего государства.
Таким образом, целью настоящего исследования явилось:
— исследование экономической эффективности перевода бюджетных медицинских учреждений в автономные в современных условиях в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в настоящей работе последовательно решались следующие задачи:
- проведение сравнительной оценки новых типов государственных (муниципальных) учреждений путем контент-анализа нормативно-правовой базы;
- анализ зарубежного опыта создания и функционирования автономных учреждений;
- выявление основных особенностей деятельности автономных учреждений здравоохранения;
- определение возможности преобразования бюджетных учреждений здравоохранения в статус автономных;
- оценка эффективности деятельности автономных учреждений здравоохранения.
В настоящей работе использованы следующие материалы и методы:
— анализ 52 источников литературы (в том числе нормативно-правовая база и официальные интернет-источники);
— исследование данных официального сайта Министерства финансов РФ;
— отчеты о финансовых результатах деятельности ГБУЗ «Городская Стоматологическая поликлиника №11 г. Москва», ГБУЗ «Городская поликлиника №81 г. Москва», МАУЗ «Стоматологическая поликлиника г. Коряжма», МАУЗ «Городская Стоматологическая поликлиника №2» г. Улан-Удэ;
— анонимное анкетирование 36 руководителей учреждений здравоохранения.
Объектом исследования послужили автономные и бюджетные учреждения, функционирующие в сфере здравоохранения.
Предметом исследования является процесс преобразования бюджетных организаций в автономные учреждения, направленный на повышение эффективности работы государственных учреждений в здравоохранении.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что полученные выводы и рекомендации можно использовать органам управления здравоохранения, а также учреждениям здравоохранения.
[1] См: Алашкевич М.Ю., Богданов Л.Н., Котюков М.М., Лисин Н.В. Федеральный закон №83-ФЗ: основные положения, механизмы и инструменты/Министерство финансов РФ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; под ред. М.Ю. Алашкевича, Б.Л. Рудника.- М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 79 с.