Какие вопросы задают на защите диплома?

Защита дипломной работы – завершающий этап итоговой аттестации, который проходит каждый студент ВУЗа, чтобы получить свой диплом.
Современная система высшего образования в России предусматривает, как правило, обучение в бакалавриате и магистратуре. Дипломные работы, которые пишут и защищают выпускники этих двух уровней образования, отличаются и по содержанию, и по объему, и по структуре. Соответственно, свои особенности имеют и процедура защиты, и вопросы, которые задают на защите диплома.

Защита дипломной работы бакалавра

Правильная дипломная работа выпускника бакалавриата, независимо от направления подготовки, чаще всего состоит из введения, теоретической части, анализа объекта исследования с обязательным выявлением актуальных проблем, решение которых предлагается в третьей части дипломной работы. Также обязательными являются заключение и список использованной литературы.
Очень важно во введении обосновать актуальность дипломной работы, правильно определить цели, задачи, объект и предмет дипломной работы. Зачастую члены государственной аттестационной комиссии не успевают тщательно ознакомиться с полным текстом выпускной квалификационной работы, поэтому оформление и корректность содержания вступительной части во многом определяют успешность защиты.

Процедура защиты в любом ВУЗе предусматривает регламент выступления, и защитное слово студента чаще всего по времени не превышает 10-15 минут. Очень важно использовать это время максимально правильно, чтобы наилучшим образом представить сильные стороны дипломной работы.

Следует иметь в виду, что главным условием успешной защиты является доскональное знание своей дипломной работы. Чем лучше студент ориентируется в работе, тем меньше вероятность не ответить даже на самые каверзные вопросы комиссии.

Часто выпускники-бакалавры в силу неопытности уделяют большое внимание в своем докладе теоретической части исследования. При этом почти не остается времени на представление собственных результатов работы, а комиссия получает неполное представление о личном вкладе выпускника в разработку предложений, позволяющих решить обозначенные в исследовании проблемы. Это провоцирует большое количество вопросов как непосредственно по тексту работы, так и по темам, напрямую не связанным с предметом исследования. В этом случае шансы выпускника успешно выстоять под натиском комиссии существенно снижаются.

Тем не менее, независимо от содержания доклада, вопросы на защите диплома бакалавра чаще всего относятся к тексту работы, т.к. членам государственной аттестационной комиссии необходимо точно определить, насколько выпускник ориентируется в теме исследования.

В большинстве случаев на защите диплома члены комиссии задают вопросы, сформулированные на основании записей и пометок, сделанных в то время, когда выпускник произносил защитное слово к дипломной работе.

Наиболее часто звучат вопросы следующего содержания:
— Как Вы оцениваете эффективность предложенных мероприятий?
— Каков Ваш личный вклад в разработку практической части?
— Что нового Вы узнали в процессе работы над дипломом?
— Какие теоретические положения были раскрыты во время проведения исследования?
— Какова практическая ценность результатов работы и др.
Также комиссия может попросить более подробно рассказать об используемой в работе методологической базе, уточнить или пояснить отдельные положения работы.
Если члены комиссии видят, что студент ориентируется в теме своего исследования и может ответить на вопросы не только напрямую, но и косвенно связанные с дипломной работой, высока вероятность, что вопросов будет не так много.

Защита дипломной работы магистра

Обучение в магистратуре требует от студента более высокого уровня знаний и подготовки. Выпускная квалификационная работа магистра называется также магистерской диссертацией, что свидетельствует о ее статусе, сложности и уровне требований к защите.
Как правило, для доклада будущему магистру предоставляется несколько больше времени, чем бакалавру, поскольку и сама работа, и ее содержание имеют гораздо более серьезный масштаб по сравнению с дипломной работой бакалавра.

Структура магистерской диссертации может быть различной в зависимости от направления подготовки, но во вступительной части помимо стандартных целей, задач, предмета и объекта исследования необходимо отразить степень научной новизны идей, представленных в работе.
Чаще всего именно научная новизна становится основным предметом вопросов, задаваемых магистранту. В остальном же вопросы могут быть схожи с вопросами, задаваемыми на защите дипломных работ бакалавров и также затрагивают теоретические и практические аспекты работы.

Советы для защиты диплома

Чаще всего выпускников волнует, сколько вопросов будет задавать комиссия на защите диплома. Если студент представил четкий структурированный доклад, уделив основное внимание практической части работы, вероятнее всего комиссия не будет задавать более пяти вопросов.

Еще одним важным моментом является то, как отвечать на вопросы, задаваемые на защите. Важно помнить, что ответы должны демонстрировать уважение к членам комиссии, быть краткими, без лишних вводных слов и сложных речевых конструкций, а также иметь однозначное толкование. Не лишним будет и поблагодарить члена комиссии за интересный вопрос, это задаст нужный тон и позволит взять небольшую паузу, чтобы сосредоточиться на ответе.

Следует иметь в виду, что не всегда целью вопросов является «потопить» студента. Зачастую с помощью наводящих вопросов члены комиссии пытаются помочь студенту, не сумевшему ввиду каких-либо причин представить дипломную работу в выгодном свете в процессе доклада.

Какими бы ни были вопросы комиссии, уверенность в себе и знание своей дипломной работы гарантируют успешную защиту.

    Закажите помощь в выполнении работы у нас!

    Заполните эту форму для оценки работы




    100% гарантия конфиденциальности