Проактивность: что это такое и почему она важна для студента?

Два дорожных знака - проактивный реактивный выбор

Что бы вы сделали, мечтая написать книгу, но находясь в концлагере? Пребывали бы в мечтаниях: «Напишу книгу, когда меня выпустят»? Или действовали бы уже там, невзирая на обстоятельства? Сегодня расскажем вам о том, что такое проактивность, при чем тут концлагеря и зачем она нужна.

Сегодня проактивность очень востребована. О ней повсюду говорят коучи. Но новое – давно забытое старое: понятие проактивности ввел в далеком 1946 году писатель Виктор Франкл. Он-то как раз и был в концлагере. Там он на невзрачных клочках бумаги писал свой будущий бестселлер «Человек в поисках смысла». В нем Франкл подчеркнул, что внутренняя свобода остается у человека всегда. И неважно, в каких условиях он находится.

Что было бы, если бы писатель был не проактивным, а реактивным? Он бы выждал срок, а потом передумал писать книгу. Даже если бы не передумал, время точно бы потерял. А то и забыл о множестве пришедших в голову идеях.

Реактивный человек напоминает дрессированного зверя. Он раб обстоятельств, форс-мажорных ситуаций. Проактивный человек не начинает купаться в негативных эмоциях, а извлекает из сложившегося положения вещей определенную пользу.

 

Зачем она студенту?

Во-первых, в студенческом возрасте появляется больше забот. Курсовые и дипломные работы – это не школьные доклады: здесь выбора нет, делать по-любому надо. Что если надо срочно внести правки в диплом, но внезапно сломался компьютер, а редактировать работу на смартфоне не позволяет плохое зрение?

Проактивный студент попробует пойти в интернет-кафе, попросить помощи у соседа по общежитию. Вызовет мастера, в конце концов. Или предупредит преподавателя: кто знает, может, тот пойдет на уступки или на самом деле срочность просто выдумана беспокойным студентом.

Вас, наверное, заинтересует, как извлечь из форс-мажорных обстоятельств дополнительную пользу. Запомните: она есть в любом случае. Минимальная польза – приобретенный опыт. Да, может, болезненный, но в жизни это лучший учитель.

Однако этим дело может и не ограничиться: что если тот же компьютерный мастер или сосед по общежитию знает человека, знакомство с которым будет вам выгодно? Да, в эти минуты до знакомств дела нет. Но вряд ли человек откажется хотя бы обменяться телефонами.

Во-вторых, чем раньше человек начнет над собой работать, тем лучше: потом ведь число дел, как и ответственность, увеличится.

Шаги к проактивности

Понимаем: адекватно реагировать на неприятные неожиданности сложно, особенно когда дело касается подростков (а 18-19 лет – подростковый возраст, пусть и по паспорту такой человек взрослый). Но дело поправимо.

Вот что нужно сделать, чтобы стать проактивным

Самоидентифицироваться.

А именно – ответить на вопрос: «Кто я?», то есть, вопрос о своей уникальной сущности. Студент – это род деятельности, холерик – это темперамент, дочь – это место в семье. Сущностью же может быть, к примеру, «практичный мечтатель».

Чтобы определить свою сущность, стоит проанализировать собственные сильные и слабые стороны, ценности и понять свои истинные желания.

Работать с привычками.

Вырабатывать полезные и избавляться от вредных. Мотивация проактивного человека – мотивация «пряником», то есть «к чему-либо».

Пример: «Если я буду планировать свое время, я буду успевать и учиться, и гулять с друзьями».

Мотивация «кнутом» («от чего-либо»): «Если я не буду планировать время, я ничего не буду успевать». Ее можно применять только тогда, когда мотивация «к» не работает. Но со временем нужно будет обязательно перейти к мотивации «пряником».

Прокачать силу воли.

Она есть у каждого. Важно желание работать над собой. Для прокачивания силы воли стоит находиться в хорошей физической форме, вести ЗОЖ, стремиться к порядку.

Для всего этого, конечно, тоже важна сила воли. Смотрите пункт про привычки.

  • Приобрести навыки тайм-менеджмента.
  • Развивать эмоциональный интеллект.

Какими бы высокими ни были ваши показатели IQ, без хорошего эмоционального интеллекта не обойтись. Ведь эмоциональный интеллект – способность распознавать свои и чужие чувства, контролировать собственные эмоции. В помощь – курсы и книги. Если повезет и на занятиях по психологии будут тренинги, не игнорируйте их.

Успехов!