Описание
Содержание
Введение
Глава I. Литературный обзор
1.1. Общая характеристика иммунодефицитных состояний
1.2. Факторы, влияющие на состояние иммунной системы
1.3. Классификация иммуномодуляторов
1.4. Клиническое применение иммуномодуляторов
1.5. Анализ макросреды
1.5.1. Демографические показатели и показатели общественного здоровья
1.5.2. Экономические показатели и показатели уровня жизни
1.5.3. Состояние фармацевтического рынка на сегодняшний момент
Глава II. Экспериментальная часть
2.1. Проведение исследований
2.1.1. Экспертная оценка ассортимента иммуномодуляторов безрецептурного отпуска, врачами иммунологами
2.1.2. Первичное маркетинговое исследование спроса на исследуемые препараты
2.2. Описание полученного алгоритма
Заключение
Список литературы
Приложение
67 стр.
Фрагмент
Введение
В последние годы увеличилось количество лекарственных средств, воздействующих на иммунную систему и отпускаемых без рецепта врача. Активная рекламная компания, проводимая фирмами-производителями, приводит к тому, что у населения формируется неверное представление о работе иммунной системы. Фармацевтическим работникам приходится постоянно сталкиваться с жалобами на «снижение иммунитета».
Согласно Приказу от 4 марта 2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», одной из функций аптечных организаций является оказание консультативной помощи населению в целях обеспечения ответственного самолечения. Следовательно, аптечный работник имеет право реализовывать лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача.
Ассортимент иммуномодуляторов, предлагаемых аптечными учреждениями, достаточно велик и разнороден и включает в себя как лекарственные средства, так и биологически-активные добавки к пище и гомеопатические средства. В то же время обоснованность и рациональность использования данной группы лекарственных средств является спорным вопросом с позиций доказательной медицины. Это привело к увеличению роли фармацевтического работника в рациональном применении лекарственных средств, воздействующих на иммунную систему.
До настоящего момента не было разработок в области научно обоснованных рекомендаций иммуномодулирующих препаратов безрецептурного отпуска.
Цели и задачи исследования.
Целью нашей работы является разработка методических подходов к грамотному консультированию посетителей аптек с дисфункцией иммунной системы.
В рамках поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- Изучить теоретическое обоснование темы, проанализировать литературу по иммунодефицитным состояниям и клиническому применению иммуномодулирующих препаратов, обозначить основные факторы, влияющие на иммунитет;
- Проанализировать демографические, экономические показатели и показатели общественного здоровья, а также показатели состояния фармацевтического рынка для формирования общего представления о состоянии рынка иммуномодуляторов в Приморском крае;
- С помощью метода коллективных экспертных оценок выявить ядро ассортимента иммуномодуляторов безрецептурного отпуска для формирования алгоритма поведения фармацевтического работника;
- Провести первичное маркетинговое исследование путем наблюдения с целью определения реального спроса на иммуномодулирующие препараты безрецептурного отпуска;
- Разработать алгоритм – как результат обобщения полученных данных.
Научная основа, объекты и методы исследования.
Научной основой явились современная концепция маркетингового анализа и методология системного анализа.
Исходной информацией служили:
- статистические учетно-отчетные данные по основным показателям общественной жизни Приморского края;
- результаты экспертной оценки врачами аллергологами-иммунологами номенклатуры иммуномодулирующих препаратов, отпускаемых без рецепта врача;
- результаты проведения маркетингового исследования в форме наблюдения за обращением посетителей аптеки с просьбой порекомендовать иммуномодуляторы безрецептурного отпуска.
В процессе исследования использовались методы системного, экономико-статистического анализов, в том числе ранжирование, экспертных оценок, графико-аналитический, а также социологические методы (анкетирование, опрос), методы статистического анализа.
Научная новизна исследования.
Данный алгоритм разрабатывается впервые и дает возможность фармацевтическому работнику ориентироваться в многообразии ассортимента иммуномодуляторов безрецептурного отпуска и проводить грамотное консультирование посетителей аптек, руководствуясь мнением врачей – специалистов.
Практическая значимость работы.
Выполненная работа позволяет фармацевтическим работникам руководствоваться при консультировании посетителей аптек по поводу иммуномодулирующих препаратов безрецептурного отпуска научно – обоснованными рекомендациями, представленными в удобной форме алгоритма.
Апробация дипломной работы.
Основные положения дипломной работы доложены на секционном заседании «Вопросы фармакологии и клинической фармакологии» Х тихоокеанской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием ВГМУ (21 апреля 2009 года).
По теме дипломной работы направлена в печать одна работа (тезисы доклада).
Объем и структура дипломной работы.
Дипломная работа состоит из введения, литературного обзора, экспериментальной главы, выводов, списка литературы, 5 приложений, 11 таблиц, 2 диаграммы, оформленных на 73 страницах печатного текста.