Описание
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Теоретическая часть
Глава 1. Закаливание как средство оздоровления детей
1.1. Особенности детского организма
1.2. Сущность и механизм закаливания
1.3. Основные факторы закаливания
1.4. Классификация методов закаливания
Глава 2. Закаливание детей с патологией бронхолегочной системы
2.1. Особенности организма детей с патологией бронхолегочной
системы
2.2. Методики закаливания для детей с патологией бронхолегочной
системы
Глава 3. Практическая часть
Применение методик закаливания для группы детей с патологией бронхолегочной системы Выводы и рекомендации
Выводы по результатам проведенного исследования
Рекомендации
Литература
73 стр.
Фрагмент
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье нации – главная ценность и необходимое условие ее прогрессивного развития. При этом многочисленные исследования доказывают особую роль именно здоровьесберегающих технологий для жизнедеятельности организма, совершенствования основных его функций, расширения резервных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем. Статистика последних лет свидетельствует о неблагополучном воздействии экологических и социальных факторов, о негативном влиянии интенсификации процесса образования на здоровье детей, об ухудшении их состояния здоровья и физического развития в период дошкольного детства. Поэтому становится очевидным, что сохранение и укрепление здоровья детей превращается в первоочередную социальную проблему. В связи с этим должны развиваться здоровьесберегающие технологии и методики, которые способствуют сохранению здоровья и профилактике заболеваний детей.
Избранная тема дипломного исследования – «Влияние закаливания на здоровье детей» — наиболее точно позволяет осветить проблему развития здоровьесберегающих технологий и методик. Ведь как указывал М. Монтень, «Недостаточно закалять душу ребенка; столь же необходимо закалять и его мышцы» [3, с. 65].
Актуальность избранной темы подтверждается сразу несколькими аспектами.
Во-первых, на сегодняшний день отмечается резкое ухудшение общего состояния большинства детей (в сравнении с подобными данными, например, двадцатилетней давности): вялость, раздражительность, нарушения сна и аппетита, частые головные боли. Медикаментозное лечение подобных нарушений не всегда продуктивно, а порой и противопоказано – в силу возрастных особенностей пациентов. Тем более, как известно, легче предупредить болезнь, нежели ее излечивать.
Во-вторых, само стремление современного человека к комфорту повышает его уязвимость к неблагоприятным метеорологическим условиям и, тем самым, снижает иммунитет.
В-третьих, имеются научно и практически подтвержденные данные, что «человеческий организм отдает тепла больше, чем получает взамен, в результате чего, температура тела понижается. При переохлаждении вредные микроорганизмы активизируются, что провоцирует простудные или острые респираторные болезни» [9, с. 19].
И именно в сущности закаливания лежит подверженность организма действию факторов окружающей среды, воздействующих на кожные и подкожные ткани, в которых содержатся рецепторы, а регулярные занятия закаливающими процедурами позволяет их тренировать. Параллельно с этим тренируются подкожная клетчатка и сосуды. Сужение сосудов под влиянием охлаждения увеличивает наполнению кровью других сосудов, как и всей сердечно-сосудистой системы. Такие тренировки позволяют вырабатывать устойчивость человеческого организма к резким перепадам температуры, в частности, к переохлаждениям.
Вышесказанное позволило сформулировать главную проблему дипломного исследования: необходимость обосновать теоретически и доказать практически, что именно закаливание является основным профилактическим мероприятием, способствующим воспитанию здоровых детей, поскольку они очень чувствительны к недостатку свежего воздуха. Тем более важно распространить результаты исследования на детей с наиболее частыми и острыми хроническими заболеваниями.
В частности, в последнее время одной из сложных и актуальных проблем педиатрии стали хронические и рецидивирующие бронхолегочные заболевания у детей, в частности, бронхиальная астма, рецидивирующий бронхит, хронический бронхит. Явное противоречие между сложившейся ситуацией и общими границами применения методик закаливания, а порой и полным запретом применения закаливания при обозначенных заболеваниях требует обоснования возможности и необходимости применения закаливающих процедур к детям с патологией бронхолегочной системы – с выявлением методов такого закаливания, его дозирования, ограничений и возможностей. Поэтому гипотеза настоящего дипломного исследования: закаливание оказывает положительное влияние на здоровье детей с патологией бронхолегочной системы лишь при применении определенных методик, дозирования закаливающих процедур, исходя не из общемедицинской картины заболеваний, а из индивидуальных особенностей организма.
Объектом дипломного исследования явилось закаливание как непрерывно длящийся процесс, представляющий собой неразрывную совокупность целого ряда методик, подчиненных общим целям и принципам, но различных по характеру и условиям применения.
Предмет исследования – специфика закаливания применительно к конкретному субъекту – детям с патологией бронхолегочной системы ввиду специфики наиболее часто выявляемых заболеваний.
Цель дипломного исследования – обоснование положения: там, где закаливание ребенка проводится настойчиво, систематически, наступает резкое снижение частоты многих заболеваний, в том числе у детей с хроническими заболеваниями – на примере детей с патологией бронхолегочной системы.
Данная цель ставит следующие задачи:
- Общий анализ особенностей детского в норме.
- Исследование механизма и принципов.
- Изучение основных факторов закаливания как средства оздоровления детей.
- Выявление общих и специфичных методов закаливания.
- Выявление особенностей здоровья детей с патологий бронхолегочной системы.
- Отбор методик закаливания для детей с патологией бронхолегочной системы и их апробирование на практике в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В целом, изучению природы и специфики закаливания посвящено множество научных трудов и публикаций из сферы практического опыта. Но внимание общества и специалистов к данной проблеме весьма непостоянно. Так, особую значимость закаливание приобрело в 60-70-е годы ХХ века, о чем свидетельствует множество публикаций на эту тему в специализированной литературе, например, в журнале «Здоровье». Но на данном этапе закаливание рассматривалось специалистами исключительно как физический фактор, нацеленный на предупреждение простудных заболеваний. При этом большая роль в закаливании детей отводилась именно семье, а не дошкольным воспитательным учреждениям, в обязанности которых вменялось лишь проветривание помещений и организация для детей прогулок вблизи детского сада с четким ограничением по времени.
В 80-е годы ХХ века изучаемый специалистами феномен закаливания уже представляется не как совокупность разрозненных по времени и характеру явлений, а как систематический усложняющийся процесс. Однако отмечаются лишь некоторые изменения в дозировании и пределах применения тех или иных методов.
Начало 90-х гг. ХХ века весьма бедно количеством публикаций на данную тему ввиду социально-экономической ситуации в стране, однако уже в конце 90-х годов отмечается всплеск интереса к исключительно детской проблеме закаливания. Этот процесс получил продолжение и в начале 2000-х годов ХХI века – обращение к педагогическим, психологическим, медицинским научным трудам современников и исследователей середины ХХ века. Впервые процесс закаливания обогащается психологической составляющей — отношением самих детей к применяемым к ним процедурам. Уже закрепляются выработанные ранее и приводятся новые, апробированные на практике нормы для закаливающих процедур, определенные запреты в применении ряда методик по отношению к детям дошкольного возраста, устанавливается специфичность здоровья детей на данном этапе взросления – как в сравнении с младенческим возрастом, так и в сравнении с возрастом младшего школьника.
С каждым последующим годом количество научных работ и публикаций, посвященных теме закаливания возрастает. Активно исследуются проблемы физиологических, психологических особенностей детей дошкольных возрастных групп, более детально разрабатываются методики закаливания применительно к данным детям, само закаливание все более приобретает игровую форму для активного вовлечения ребенка в процесс – уже не как объекта, а как субъекта воздействия. Запрещаются некоторые методы закаливания, активно использовавшиеся в отношении детей прежде и, наоборот, разрешаются ранее провозглашенные как крайне вредные с детальной проработкой в детсадовских учреждениях. Однако, серьезный пробел до сих пор существует в сфере применения закаливающих процедур в отношении детей с теми или иными хроническими заболеваниями, в том числе с патологией бронхолегочной системы. Патологии и хронические заболевания накладывают множество табу на саму возможность закаливания таких детей, на проработку новейших методик их закаливания, выбор щадящего режима, т.е. на весь тот процесс, который, в конечном счете, призван облегчить протекание имеющихся хронических заболеваний, не допустить их перехода в более тяжелые формы и возникновения ряда побочных органических нарушений, не допустить ослабления иммунитета и, как следствия, новых заболеваний, в том числе простудных. И на этом фоне данное дипломное исследование приобретает не только научно-теоретическую, но и глубоко практическую значимость в сфере лечения и профилактики заболеваний у детей с патологией бронхолегочной системы, а также множества детей с иными хроническими заболеваниями.